Право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления
- Подробности
- Создано 04.07.2016
Статьей 33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в статье 2 предусмотрено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
При соблюдении предусмотренных в статье 7 Закона требований к письменному обращению, статьей 5 Закона гражданину гарантировано право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением ряда случаев, прямо предусмотренных ст. 11 Закона, либо на уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Законодатель в ст. 12 Закона определил единый 30-дневный срок рассмотрения со дня регистрации письменного обращения, поступившего в любой государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, для рассмотрения обращений, поступивших высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, содержащих информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции срок сокращенный -20 дней со дня регистрации письменного обращения.
Продление срока рассмотрения письменного обращения возможно лишь в исключительных случаях не более чем на 30 дней, о чем в обязательном порядке уведомляется гражданин, направивший обращение.
В соответствии со статьей 15 Закона лица, виновные в нарушении Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в том числе нарушившие сроки рассмотрения обращений граждан, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Согласно статьи 5.59 КоАП РФ за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан виновные должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, подлежат наказанию в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Такие административные дела возбуждаются прокурором и рассматриваются мировыми судьями.
В случае, если незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения причинены убытки и моральный вред гражданину, он имеет право на их возмещение по решению суда, для чего гражданину необходимо обратиться в районный суд по месту нахождения государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица.
Дополнительные сборы в сфере образования недопустимы
- Подробности
- Создано 04.07.2016
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Таким образом, установление и взимание с родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных организаций платы за оказываемые в пределах соответствующего федерального государственного образовательного стандарта образовательные услуги и иные мероприятия, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета Российской Федерации, прямо противоречит законодательству Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» родители (законные представители) учащихся общеобразовательных организаций вправе индивидуально или объединившись осуществлять пожертвования общеобразовательной организации, в том числе вносить благотворительные взносы, исключительно на добровольной основе.
В соответствии со статьями 7 и 93 Федерального закона функции по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль (надзор) в сфере образования, обязаны реагировать на сообщения граждан о незаконных сборах денежных средств с родителей (законных представителей) учащихся общеобразовательных организаций, проводить проверки по данным сообщениям и в рамках компетенции принимать исчерпывающие меры по пресечению и недопущению в дальнейшем незаконных действий.
Верховный Суд Российской Федерации проанализировал материалы судебной практики по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации
- Подробности
- Создано 04.07.2016
В рамках проводимой в последнее время в России реформы гражданского законодательства были изменены правовые нормы о судебной защите нематериальных благ, устанавливающие более широкие средства правовой защиты для лиц, в отношении которых распространены сведения диффамационного характера, в том числе в Интернет. Данные судебной статистики свидетельствуют о том, что количество таких дел, рассматриваемых ежегодно как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах, разрешающих споры о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, является стабильным.
В Обзоре Пленума Верховного суда от 16.03.2016г. приводятся следующие выводы, в том числе:
- если сторонами спора о защите деловой репутации являются юридические лица или индивидуальные предприниматели в сфере, не относящейся к предпринимательской и иной экономической деятельности, такой спор относится к компетенции судов общей юрисдикции;
- факт распространения не соответствующих действительности, порочащих честь и достоинство сведений может быть подтвержден любыми доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости;
- отсутствие хотя бы одного обстоятельства из обязательной совокупности условий для удовлетворения иска (сведения должны носить порочащий характер, быть распространены и не соответствовать действительности) является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований;
- требования истца о защите чести и достоинства не подлежат удовлетворению, если им оспариваются сведения, изложенные в официальном обращении ответчика в государственный орган или к должностному лицу, а само обращение не содержит оскорбительных выражений и обусловлено намерением ответчика реализовать свое конституционное право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления;
- СМИ не несет ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию, если оно дословно воспроизвело сообщение, опубликованное другим СМИ, и если не будет доказано, что оно знало или должно было знать о том, что распространяемые сведения не соответствуют действительности (вместе с тем СМИ не может быть освобождено от обязанности по опубликованию опровержения недостоверных сведений).
(На основании Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации Президиума Верховного Суда РФ от 16.03.2016г.)
Внесены изменения в Закон «О противодействии экстремистской деятельности»
- Подробности
- Создано 04.07.2016
Федеральным законом РФ № 314-ФЗ от 23.11.2015 г. внесены изменения в Закон «О противодействии экстремистской деятельности».
В частности, закон дополнен статьей 3.1, которая предусматривает особенности применения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности в отношении религиозных текстов.
В соответствии со ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
В целях обеспечения равного уважения к мировым традиционным религиям Федеральным законом установлено, что Библия, Коран, Танах и Ганджур, составляющие духовную основу христианства, ислама, иудаизма и буддизма, а также их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами.
Изменения вступили в действие с 23.11.2015.