Порядок начисления платы за коммунальные услуги при проживании временных жильцов
- Подробности
- Создано 04.07.2016
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
При этом, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном порядке.
При начислении платы за коммунальные услуги исходя из норматива, размер платы зависит от количества зарегистрированных либо временно проживающих в помещении лиц.
Порядок установления лиц, временно проживающих в жилом помещении с целью начисления размера платы за коммунальные услуги предусмотрен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее по тексту – Правила).
По общему правилу, количество временно проживающих потребителей в жилом помещении определяется на основании заявления собственника (постоянно проживающего потребителя), которое направляется в управляющую компанию или ТСЖ в течение 3 рабочих дней со дня прибытия временно проживающих потребителей.
Однако, в случае если управляющая компания (ТСЖ) располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении, а собственник (постоянно проживающий потребитель) не сообщили о них, и при условии, что жилое помещение не оборудовано прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, управляющая компания (ТСЖ) вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.
Указанный акт подписывается представителем управляющей компании и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - представителем управляющей компании и не менее чем 2 потребителями (собственниками либо нанимателями помещений).
В акте обязательно указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей.
В случае, если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Управляющая компания (ТСЖ) обязана передать один экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю), а также направить в течение трех дней в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (п.п. 42, 56 (1), 58 Правил).
Право управляющей компании (ТСЖ) производить начисления платы за коммунальные услуги исходя из количества фактически проживающих лиц, число которых установлено актом, до момента их выбытия, наступает только в случае полного соблюдения указанных выше требований.
Несоблюдение же требований Правил указывает на отсутствие правовых оснований у управляющей компании (ТСЖ) начислять плату (при применении норматива) исходя из количества установленных фактически проживающих лиц в помещении.