02.09.2016. Сборы денежных средств с родителей в школах.

Вопрос добровольно-принудительных сборов денежных средств на нужды образовательного учреждения (школы, детские садики) волнует и обсуждается на страницах газет, журналов, в сети Интернет.

В этой связи хотелось бы дать разъяснения должны или нет платить родители (законные представители) в школы и садики на приобретение учебников, покупку строительных материалов и т.д. и как происходит финансирование образовательных учреждений на эти нужды.

Все муниципальные образовательные учреждения имеют лицензию, значит в них созданы все условия, они отвечают государственным Стандартам в области образования.

Сразу отметим, что любые принудительные сборы в муниципальных образовательных учреждениях незаконны.

Давайте рассмотрим эту ситуацию с точки зрения законодателя.

В соответствии со статьей 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Статья 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусматривает, что целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ.

Согласно ч.3 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В ч.1 ст. 35 Закона предусмотрено бесплатное предоставление обучающимся по основным образовательным программам в пользование на время получения образования учебников и учебных пособий в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.

В силу п.2 ч.3 ст. 28 указанного Закона установлено, что к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Федеральным законом от 06 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения с Российской Федерацией отнесено осуществление самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов Российской Федерации п.13 п.2 ст. 26.3.

В силу вышеприведенных правовых норм, в обязанности образовательных учреждений входит организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, в части обеспечения учащихся учебными материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы на 100%.

Никакие дополнительные сборы на учебно-методические материалы (рабочие тетради и т.д.) с родителей (законных представителей) законом не предусмотрены. Статьями 43 и 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» на родителей и обучающихся также не возложены обязанности по приобретению для учреждения какого-либо имущества.

Образовательные учреждения выполняя государственный заказ на обучение финансируются в рамках установленных нормативов органами государственной власти субъектов РФ. На органы местного самоуправления возложена обязанность финансирования расходов на содержание зданий и коммунальных расходов.

В случае недостаточности финансирования именно школа должна принимать меры к его увеличению: проводить инвентаризацию школьных библиотечных фондов, формировать перечень закупаемых учебников, подавать заявки о выделении денежных средств для их приобретения, оспаривать в судебном порядке методики расчета субвенций, если они не покрывают необходимых расходов на приобретение учебников и т.п., а не добровольно-принудительно собирать эти средства с родителей учащихся.

01.09.2016. Ответственность за незаконное получение пособия по безработице

В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон «О занятости населения в Российской Федерации») государство гарантирует безработным гражданам выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного, выплату стипендии в период прохождения обучения по направлению органов службы занятости, а также возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Граждане, получающие пособие по безработице, как правило, добросовестно пользуются этим правом и выполняют свои обязанности, однако среди них оказались те, которые злоупотребляют правом получения пособия по безработице.

В настоящее время участились случаи представления гражданами недостоверных сведений о себе, сокрытия факта трудоустройства или других обстоятельств, влияющих на размер, продолжительность выплаты пособия по безработице или возможность его назначения.

К наиболее распространенным фактам незаконного получения пособия по безработице относятся: представление справки с завышенным средним заработком; сокрытие гражданином занятости при постановке на учёт в качестве безработного либо в период получения пособия по безработице; представление поддельных документов и т.п.

Законодатель не оставил без внимания обозначенные события и предусмотрел наступление уголовной ответственности за незаконное получение пособия по безработице по статье 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации «Мошенничество при получении выплат».

Санкцией указанной нормы предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ограничения свободы на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до четырех месяцев.

Во избежание комментируемой ситуации граждане должны быть внимательными – своевременно извещать специалистов центра занятости о своем трудоустройстве и других обстоятельствах, которые влияют на получение пособия по безработице.

31.08.2016. С 2017 года работодатели обязаны соблюдать новые санитарно-эпидемиологические требования на рабочих местах

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.06.2016 г. № 81 утвержден СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» (далее - СанПиН 2.2.4.3359-16).

Данный СанПин устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах, в том числе микроклимату, освещению, уровню шума. Также, в правилах определены меры, которые необходимо предпринимать для снижения негативного воздействия указанных факторов.

Требования настоящих СанПиН применяются при оценке уровней профессиональных рисков здоровью работающих и разработки мероприятий профилактического характера.

Необходимо отметить что обозначенные правила не распространяют свое действие на условия труда водолазов, космонавтов, условия выполнения аварийно-спасательных работ или боевых задач.

Кроме того, в связи с утверждением СанПиН 2.2.4.3359-16 с 01.01.2017 г. признаются утратившими силу ряд действующих СанПинов, среди которых СанПин 2.2.4.1191-03 «Электромагнитные поля в производственных условиях», а также Методика контроля и оценки уровней электромагнитных полей на рабочих местах (приложение № 3 к СанПиН 2.2.2/2.4 1340-03).

СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» вводятся в действие с 01.01.2017 г.

30.08.2016. Новое в оказании помощи вынужденным переселенцам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.2016 № 775 внесены изменения в Типовое положение о центре временного размещения вынужденных переселенцев.

Центр является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства в соответствии с законодательством Российской Федерации, является получателем средств федерального бюджета и осуществляет бюджетные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, обладает закрепленным на праве оперативного управления имуществом, имеет печать, штампы и бланки установленного образца.

В настоящее время функции по признанию лиц вынужденными переселенцами и оказанию им помощи переданы МВД России, в связи с тем, что Федеральная миграционная служба России упразднена.

Прием в центр размещенных лиц осуществляется по направлению территориального органа МВД России, которое действительно в течение 5 дней со дня выдачи.

Направление выдается территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, на территории обслуживания которого расположен центр, в письменной форме либо с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В направлении указываются условия и срок временного проживания в центре:

-для лица, получившего свидетельство о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем, и прибывших с ним членов семьи, не достигших 18-летнего возраста, - не более 3 месяцев;

-для вынужденных переселенцев - не более 12 месяцев.

Кроме того, МВД России уполномочено оказывать вынужденным переселенцам содействие по получению льгот и компенсаций, предусмотренных законодательством РФ,

Изменения вступили в действие с 20.08.2016.

Вверх