20.06.2016. В трудовых договорах с работниками заработная плата также должна быть установлена в рублях

Федеральная служба по труду и занятости в письме от 20.11.2015 года за №2631-6-1 дала разъяснение по вопросу указания в трудовом договоре размера заработной платы в иностранной валюте.

В соответствии со ст.57 Трудового кодекса РФ обязательным для включения в трудовой договор является условие об оплате труда ( в том числе размер тарифной ставки или оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Согласно ч.1 ст.131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).

Выплата заработной платы на территории Российской Федерации в иностранной валюте и условных единицах действующим законодательством не предусмотрена.

В связи с чем, в трудовых договорах с работниками заработная плата также должна быть установлена в рублях.

Лица, виновные в нарушении трудового законодательства могут быть привлечены не только к материальной и дисциплинарной ответственности, но и к ответственности по ст.5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства.

17.06.2016. Внесены изменения в отдельные Постановления Пленума Верховного Суда РФ

Указанные изменения внесены постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.05.2016 № 23 «О внесении изменений в отдельные постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам».

В частности, Постановление Пленума ВС РФ от 27.12.2002г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» дополнено положением, разъясняющим, что по смыслу закона ответственность по п. «г» ч. 2 ст. 158 УК РФ наступает за совершение кражи из одежды, сумки или другой ручной клади, находившейся только при живом лице. Если лицо совершает кражу из одежды, сумки или другой ручной клади после наступления смерти потерпевшего, его действия в этой части не образуют указанного квалифицирующего признака. Особенности состояния потерпевшего (например, сон, опьянение, потеря сознания, психическое расстройство и т.п.) значения для квалификации преступления по п. «г» ч.2 ст.158 УК РФ не имеют, так как использование субъектом преступления состояния потерпевшего не исключает его умысла на хищение из одежды, сумки или другой ручной клади и лишь указывает на тайный характер такого хищения.

Согласно дополнениям, внесенным в Постановление Пленума ВС РФ от 10.02.2009 № 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», не подлежат обжалованию в порядке ст. 125 УПК РФ действия (бездействие) и решения, проверка законности и обоснованности которых относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего уголовное дело по существу (отказ следователя и дознавателя в проведении процессуальных действий по собиранию и проверке доказательств; постановления следователя, дознавателя о привлечении лица в качестве обвиняемого, о назначении экспертизы и т.п.), а также действия (бездействие) и решения, для которых уголовно-процессуальным законом предусмотрен специальный порядок их обжалования в досудебном производстве, в частности постановление следователя или прокурора об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, решение прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков, решение прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям ст. 225 УПК РФ.

Изменениями, внесенными в Постановление Пленума ВС РФ от 19.12.2013 № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога», предусматривается, в частности, что проверка обоснованности подозрения в причастности лица к совершенному преступлению не может сводиться к формальной ссылке суда на наличие у органов предварительного расследования достаточных данных о том, что лицо причастно к совершенному преступлению. При рассмотрении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу судья обязан проверить, содержит ли ходатайство и приобщенные к нему материалы конкретные сведения, указывающие на причастность к совершенному преступлению именно этого лица, и дать этим сведениям оценку в своем решении. Оставление судьей без проверки и оценки обоснованности подозрения в причастности лица к совершенному преступлению должно расцениваться в качестве существенного.

16.06.2016. Обжалование действий и решений должностных лиц в судебном порядке

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), если гражданин считает, что органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, или ему созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, незаконно возложены какие-либо обязанности, в соответствии с действующим законодательством он вправе оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями в судебном порядке.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Понятия «гражданский служащий», «муниципальный служащий» определены ст. 13 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 10 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Оспаривание решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, производится путем обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 22 КАС РФ.

Предметом судебной проверки может выступать правомерность (законность) действий (бездействия), решений указанных лиц, за исключением тех, проверка которых осуществляется в ином судебном порядке, в том числе, в порядке гражданского, уголовного, арбитражного судопроизводства. К примеру, жалобы участников уголовного судопроизводствана действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора подлежат рассмотрению в порядке ст. 125 УПК РФ; порядок обжалования решений, постановлений по делам об административных правонарушений установлен главой 30 КоАП РФ; заявления об оспаривании совершенного нотариального действия или отказа в его совершении рассматриваются в порядке главы 37 ГПК РФ и т.д.

На практике наиболее часто граждане оспаривают в судебном порядке действия (бездействия), решения должностных лиц органов местного самоуправления и иных органов, осуществляющих рассмотрение жалоб и заявлений, органов Федеральной миграционной службы, судебных приставов-исполнителей, и др. Судебный контроль позволяет выявить и устранить нарушения прав и законных интересов граждан, способствует единообразию складывающейся правоприменительной практики.

Срок для подачи административного искового заявления - три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении прав незаконными действиями (бездействием) должностных лиц (уполномоченных органов). Суд может восстановить пропущенный срок обращения при наличии у гражданина уважительных причин его пропуска (ч. 1 ст. 95 КАС РФ). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд - основание для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

Административное исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения органа, должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуется, или по месту жительства гражданина.

Требования к форме и содержанию административного искового заявления содержатся в ст.ст. 125, 220 КАС РФ.

Заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде, подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд, и, прежде всего, должно содержать общие сведения: наименование суда, в который подается административное исковое заявление, фамилия, имя и отчество место жительства или место пребывания, дата и место рождения административного истца, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому КАС РФ предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя, перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

Кроме того, в административном исковом заявлении должны быть указаны: орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие); наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия); сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями); иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия); сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием); нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие); сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов и соответствующие ходатайства об их истребовании; сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения.

В заявлении также необходимо указать требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

Порядок подачи административного искового заявления имеет ряд особенностей. К заявлению должны быть приложены:

1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц;

2) документ об уплате государственной пошлины либо подтверждающий право на льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;

3) документы, упомянутые в административном иске и подтверждающие основание требований.

Срок рассмотрения судом административного искового заявления об оспаривании решения уполномоченного органа, действий (бездействия) должностных лиц - месяц со дня подачи такого заявления (ч. 1 ст. 226 КАС РФ).

В случае удовлетворения заявления, в решении суда должен быть указан, в том числе, срок его исполнения. Суд самостоятельно направляет решение административному ответчику, который будет обязан устранить допущенные нарушения, а также сообщить об этом в суд и гражданину в течение месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу (ч.ч. 3, 7, 9 ст. 227 КАС РФ).

15.06.2016. Уточнен порядок представительства в административном судопроизводстве

Федеральным законом РФ от 02.06.2016 г. № 169-ФЗ внесены изменения в ст.ст. 55 и 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС – РФ).

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 55 КАС РФ обязательным условием представительства в суде по административным делам является наличие у представителя высшего юридического образования. Суды принимают решение о допуске представителя в судебный процесс на основании представленных им документов о своем образовании, а также документов, удостоверяющих его статус и полномочия.

Данная норма сформулирована таким образом, что требование о представлении документов об образовании, наряду с другими представителями, распространялось и на адвокатов.

Вместе с тем, согласно с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» обязательным условием приобретения статуса адвоката является наличие высшего юридического образования.

В связи с чем внесены изменения, согласно которым адвокаты представляют суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия, а иные представители - документ о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия.

Кроме этого определено, что полномочия адвоката на ведение административного дела в суде должны удостоверяться ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, а в отдельных случаях, также доверенностью.

Изменения вступили в действие со 02.06.2016.

Вверх