Средства материнского капитала не являются совместно нажитым имуществом супругов и не могут быть разделены между ними

Верховный Суд Российской Федерации в своем Определении от 26 января 2016 года № 18-КГ15-224 разъяснил, что средства материнского капитала, не являются совместно нажитым имуществом супругов и не могут быть разделены между ними.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе на улучшение жилищных условий.

В подпункте 1 пункта 1 статьи 10 данного Федерального закона указано, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

В силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

Таким образом, специально регулирующим соответствующие отношения Федеральным законом определен круг субъектов, в чью собственность поступает жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала, и установлен вид собственности - общая долевая, возникающий у них на приобретенное жилье.

В соответствии со статьями 38, 39 Семейного кодекса Российской Федерации разделу между супругами подлежит только общее имущество, нажитое ими во время брака. К нажитому во время брака имуществу (общему имуществу супругов) относятся в том числе полученные каждым из них денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (пункт 2 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации).

Между тем, имея специальное целевое назначение, средства материнского (семейного) капитала не являются совместно нажитым имуществом супругов и не могут быть разделены между ними.

Исходя из положений указанных норм дети должны признаваться участниками долевой собственности на объект недвижимости, приобретенный (построенный, реконструированный) с использованием средств материнского капитала.

Таким образом, объект недвижимости подлежит разделу с учетом требований статей 38, 39 Семейного кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Создание комиссий по делам несовершеннолетних возлагается на органы местного самоуправления

Федеральным законом от 26.04.2016 №113-ФЗ внесены изменения Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Принятые изменения направлены на согласование норм федеральных законов, регулирующих вопросы создания и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, с учётом особенностей регулирования этих вопросов в отдельных субъектах Российской Федерации.

Так, Федеральным законом от 31.12.2014 N 489-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был изменен статус комиссий по делам несовершеннолетних. В связи с этим возникли противоречия, как с нормами других законодательных актов РФ, так и внутренние противоречия в самом Федеральном законе "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

В частности, в ряде субъектов РФ органы местного самоуправления не наделены государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий, комиссии на местах являются территориальными и создаются непосредственно органами государственной власти субъектов РФ.

В связи с этим закрепляются положения, согласно которым создание комиссий по делам несовершеннолетних возлагается на органы местного самоуправления в случае передачи им соответствующих государственных полномочий.

С 1 марта 2016 года расширен перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год

Распоряжением Правительства от 26.12.2015 № 2724-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год.

Напомним, что перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов утверждается правительством в целях государственного регулирования цен на лекарственные средства и служит повышению доступности лекарств для населения и лечебно-профилактических учреждений.

Помимо основного перечня распоряжением утвержден список лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветровной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, а также перечень лекарств, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций. Указан также минимальный ассортимент лекарств, необходимых для оказания медицинской помощи.

Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов существенно расширен по сравнению с прошлым годом.

Утвержденный перечень вступили в силу с 1 марта 2016 года.

Право на своевременную выплату заработной платы

Закрепленная в статье 37 Конституции Российской Федерации свобода труда означает право свободно распоряжаться своими способностями к труду, вы­бирать род деятельности и профессию, запрет принудитель­ного труда и дискриминация в сфере труда, защита от безработицы и содействие в трудоустройстве, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы.

Трудовое законодательство Российской Федерации исключает запрет необоснованного отказа в заключении трудового договора, предусматривающий, что какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в за­висимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, про­исхождения, имущественного, социального и должностного поло­жения, возраста, места жительства, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, запрещается (часть 2 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации). По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письмен­ной форме. При этом отказ может быть обжалован в судебном порядке (часть 4 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации).

Одной из гарантий трудовых прав граждан является правило о том, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и ги­гиены, а также на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (пункты 4, 6 части 1 статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 136 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Таким образом, размер и порядок выплаты заработной платы определяется соглашением сторон (коллективный договор, трудовой договор), либо работодателем самостоятельно (Положение об оплате труда). Вместе с тем заработная плата должна выплачиваться не реже 2 раз в месяц. За нарушение работодателем указанных требований законодательства о труде, в том числе за нарушение порядка и сроков выплаты заработной платы, установлена административная и уголовная ответственность (части 1, 4 статьи 5.27 КоАП РФ, статья 145.1 УК РФ).

В случае нарушения трудовых прав граждане могут обратиться с заявлением в Государственную инспекцию труда, органы прокуратуры либо в суд.

Вверх